ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ
НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. 

 
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИКОНЫ «НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА».

1. Уб рус царя Авгаря.

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место, как в православном храме, так и в доме верующего человека. Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа, представляющий Его Лик на плате. По преданию, он появился чудесным образом еще во время земной жизни Спасителя. Сегодня наши знания о святом Убрусе основываются на «Житиях святых» Дмитрия Ростовского. Из них мы узнаем, что во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа правитель сирийского города Эдессы Авгарь заболел неизлечимой болезнью – проказой. Услышав о чудесах и исцелениях, совершаемых в Палестине Спасителем, Авгарь захотел увидеть Его своими глазами, в надежде получить от Него исцеление. Но так как князь по причине тяжкой болезни не мог сам посетить Спасителя в Иудее, то обратился к Нему с мольбой, чтобы Он пришел в Эдессу и исцелил его.
В послании, адресованном Госпо у Иисусу, Авгарь исповедал свою веру в Него, такими словами: «Ты или Бог, сошедый с неба, или Сын Божий». С этим письмом он отправил в Палестину своего искусного живописца Анания, поручив ему написать портрет Божественного Учителя. Художник добрался до Иерусалима, где видел Иисуса и слышал Его проповедь, но написать Его лик не смог, так как Спаситель, не одобрявший намерений живописца, «изменял» свое Лицо божественной славой и благодатью.
Но человеколюбивый Господь не мог оставить без исцеления, уверовавшего в Него царя, и повелел апостолу Фоме привести к Нему Анания. Назвав его по имени, Иисус Христос спросил о письме от князя Авгаря, прочитав которое, тотчас написал ему в ответ краткое послание. В нем Он восхвалял веру правителя и обещал прислать одного из своих учеников, который наставит его в вере и окончательно исцелит от болезни. Затем Учитель приказал принести воду, и, умыв лицо, обтер его полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся Его лик.
Обрадованный художник поспешил с драгоценной ношей – Нерукотворным Образом и письмом от Спасителя к своему господину. Получив чудесное изображение, Авгарь стал быстро поправляться, и лишь небольшая часть следов от страшной болезни оставалась на лице правителя до прихода ученика, обещанного Спасителем, которым оказался апостол Фаддей (один из 70 апостолов). Он пришел в Эдессу, и, «достаточно наставив» правителя в вере крестил его. Во время крещения Авгарь окончательно исцелился. Вместе с ним крестились все его родственники и все жители города Эдессы.
Нерукотворный образ Спасителя был украшен золотом и драгоценными камнями и поставлен на почетном месте при входе в город для поклонения вместо бывшего там идола. Кроме того, Авгарь сделал золотую надпись под Убрусом: «Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится».
Почитание святого Образа продолжалось и при сыне Авгаря и при его внуке. Но один из его правнуков, воцарившийся в Эдессе, возобновил в городе п клонение идолам и хотел сбросить со стены Божественное изображение. Но епископ Эдессы с христианами ночью замуровали Убрус в стене .
Но это не единственная версия того, что произошло около двух тысяч лет назад. И поэтому необходимо детально разобрать все доступные источники по этому вопросу

2. Древнейшие письменные источники, содержащие предание о Авгаре.
Перед тем, как непосредственно перейти к освещению истории возникновения Убруса необходимо рассмотреть известные нам источники. Из всех дошедших до нас текстов следует выделить два основных древнейших источника. Это «Церковная история» Евсевия Кесарийского и сирийское литературное произведение под названием «Учение Аддая». Остановиться именно на этих двух источниках следует так как «История» является хронологически первым из всех дошедших до нас вариантов легенды о царе Авгаре (произведение Евсевия было написано не позднее 325 года), а текст «Учения» важен тем, что пред тавляет первоначальную и наиболее полную версию сказания об Авгаре. Все остальные версии на сирийском, греческом и славянском языках, так или иначе, зависят от этих двух текстов. Предание об Эдесском Нерукотворенном образе имеет очень древнее происхождение, и первые следы документального описания относятся ко II – III веку нашей эры, но окончательно сложились, по мнению профессора Московской Духовной Академии начала 20-го века Голубцова А.П., со всеми детальными подробностями к VIII веку. У раннего Церковного историка Евсевия записан даже рассказ о письменном сношении Иисуса Христа с Авгарем, эдесским князем, и приводятся сами письма, которыми обменялись они друг с другом; по словам Евсевия, они хранились в эдесском архиве и оттуда были извлечены и изданы им в его истории.
Евсевий Кесарийский пишет о том, что он заимствовал свой рассказ из письменного сирийского источника, который тот обнаружил в архиве Эдессы и буквально перевел его. «Имеется письменное тому свидетель ство, - пишет он, - взятое из архивов Эдессы, которая была тогда столицей. Среди государственных документов, сообщающих о событиях древних и современных Авгарю, сохраняется с того времени и доныне следующий рассказ. Нет, кажется, ничего интереснее этих писем, полученных мною из архива и переведенных слово в слово с сирийского» .
В XVII веке исследователь И. Грабе высказал предположение о том, что Евсевий мог заимствовать свой рассказ из «Хронографии» Юлия Африкана. Однако его мнение не нашло поддержки у других ученых. Так Л. Тиксерон успешно опроверг это предположение .
Как было сказано ранее «История» Евсевия написана не позднее 325 года. Однако составление первых книг его труда восходит ко времени Миланского эдикта. Сирийский документ, легший в основу рассказа Евсевия, должен относиться ко времени еще более раннему. Л. Тиксерон условно называл этот документ «Эдесскими актами» и датировал последней третью III века .
Следует отметить, что «История» не соде ржит конкретного упоминания о «Нерукотворном образе». Почему Евсевий не указал этот факт остается загадкой. Вряд ли он просто решил умолчать об этом, так как мотивов для этого у него не было. Скорее всего, текст на котором Евсевий Кесарийский основывался, не содержал предания о святом Убрусе.
Однако, повествуя об аудиенции апостола Фаддея у царя Авгаря, Евсевий Памфил пишет: «Когда он (Фаддей) вошел, то Авгарю… явилось великое знамение на лице апостола Фаддея. Видя это, Авгарь поклонился Фаддею до земли» . Конечно, у нас недостаточно оснований интерпретировать этот факт, как некий литературный прототип истории Убруса. Но, тем не менее, не упомянуть этот интересный эпизод, на мой взгляд нельзя.
Первые же конкретные упоминания о «Нерукотворном образе» встречаются в «Церковной истории» Евагрия Схоластика.
Сирийский текст «Учение Аддая» был впервые опубликован В. Кьюртоном по двум рукописям Нитрийской коллекции Британского музея. Они датируются V-VI веками. тот текст представляет собой сложную схему (как бы мозаику), составленную из нескольких сказаний, возникших в разное время. Исследователь Т. Цан считал, что «Учение Аддая» и есть тот документ, который использовал Евсевий Кесарийский. Его создание он относил к периоду между 270 и 290 годами. Р. Липсиус отвергал эту датировку. Согласно его мнению, документ, который видел Евсевий, утрачен, а «Учение Аддая» – это переделка первоначального текста, осуществленная в литературном кругу святого Ефрема Сирина в период между 360 и 390 годами. Наиболее тщательной является работа Л. Тиксерона. Проведя текстологическое сопоставление рассказов из «Истории» и «Учения», он убедительно опроверг утверждение Т. Цана об идентичности обоих текстов .

3. История, согласно сирийским и византийским источникам.
Сирийское апокрифическое сказание о «Нерукотворном образе» получило широкое распространение в греко-византийской письменности. В самой же Сирии центра льное положение занимала легенда о переписке Авгаря с Иисусом Христом. По мнению Е. Н. Мещерской упоминание об Убрусе отсутствует в древнейшем документе эдесского архива и появляется только в «Учении Аддая» .
Повествование этого памятника начинается с того, что Авгарь в Уккама бар Ману, царь месопотамского государства Осроена, направляет «сановников и знатных людей царства своего, и Ханнана, архивиста» с посольством в город Элевтерополь к некоему знатному Сабину. Когда они возвращались из Элевтерополя, путь их лежал через Иерусалим. Там они слышали проповедь Спасителя и видели чудеса, совершенные Им, которые были записаны Ханнаном. Пробыв в Иерусалиме десять дней, послы вернулись в Сирию и поведали Авгарю все, что видели и слышали там. Царь же «удивился и поразился» рассказу послов и сказал: «Такими силами не обладают сыны человеческие, а только Бог, потому что никто не может воскрешать умерших, кроме Бога» .
После этого царь направил Ханнана с письмом к исусу Христу, в котором исповедовал Его Богом и «умолял» придти к нему в Сирию. Прочитав письмо, Спаситель сказал Ханнану: «Иди и скажи ему, господину твоему, пославшему тебя ко мне: «Блажен ты, который хотя и не видел Меня, уверовал в Меня. Ибо написано обо Мне, что те, кто видят Меня, не поверят в Меня, а те, кто не видят меня, уверуют в Меня. (Но что касается того), о чем написал ты Мне, чтобы Я пришел к тебе, то так как все, для чего Я был послан сюда, ныне Я завершил, то Я поднимусь к Отцу Своему, Который послал Меня. И, поднявшись к Нему, Я пошлю к тебе одного из учеников Моих, который болезнь некую, имеющуюся у тебя, исцелит и излечит. И всех, кто с тобой, он обратит к жизни вечной. И город твой да будет благословен и враг снова не овладеет им во веки» .
Тогда Ханнан нарисовал образ Спасителя и принес его Авгарю. Сирийский царь принял его с великой радостью и огромными почестями поместил в одном из покоев своего дворца.
После того, как Христос вознесся на небо, к Авгарю по обетованию пришел апостол Аддай, который, возложив руки на царя, исцелил его от «болезни, которой страдал давно» .
Евсевий Памфил в своей «Истории Церкви» рассказывает о том, что весть о чудесах и проповеди Спасителя распространилась далеко за пределы Иудеи, и многие люди стекались к Нему в надежде на исцеление. О чудесах Иисуса узнал и царь Авгарь, «славно управлявший народами по ту сторону Ефрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих» . Он решил послать гонца с письмом к Христу с просьбой исцелить его. Согласно Евсевию, Спаситель не исцеляет Авгаря, но отвечает на письмо обещанием прислать одного из Своих учеников и исцелить его болезнь. После Вознесения Спасителя апостол Фома отправил апостола Фаддея в Эдессу, где тот исцелил царя и обратил его и весь народ к вере христианской .
Впервые в византийских письменных источниках рассказ о чудесном образе мы находим в «Церковной истории» Евагрия Схоластик а – историографа VI века. В своем труде он описывает осаду города Эдессы персидской армией в 540 году. Положение города было угрожающим, и его жители были в панике. Но осаждаемые вынесли «Богозданную нерукотворенную икону, которую Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть» . После этого персы в страхе отступили от Эдессы. Таким образом, город был чудесным образом спасен от неприятелей лишь потому, что в нем находился «Нерукотворный образ». Из этого можно сделать вывод, что источниками для Евагрия Схоластика могли служить недошедшие до нас полные версии предания, или же устные рассказы, имевшие хождение в народе.
Также Схоластик свидетельствует о том, что Прокопий Кесарийский «описывает предания древних об Эдессе и Авгаре, и о том, что Христос писал к Авгарю послание» . Видимо, труд Прокопия «Война с персами» был ему известен. В нем присутствует уже известный рассказ о переписке Авгаря и Иисуса Христа. Упоминания о принесении в Эдессу святого Убру а нет, но автор дополняет предыдущие рассказы интересными фактами. Он пишет, что к письму Спаситель «добавил, что город никогда не будет взят варварами. Об этой концовке письма было совершенно неизвестно тем, кто описывал историю того времени, поскольку они об этом нигде даже не упоминают. Эдесситы же говорят, что нашли ее вместе с письмом, поэтому, конечно, они в таком виде и начертали письмо на городских воротах вместо какой-либо другой защиты» .
Упоминание о происхождении «Нерукотворного образа» мы можем найти в «Деяниях апостола Фаддея». Этот памятник имеет две редакции (рукопись Парижской библиотеки и рукопись из кодекса Венской библиотеки), значительно отличающиеся друг от друга.
В «Деяниях» рассказывается о письме эдесского топарха к Спасителю. Но в отличие от «Учения Аддая», Иисус Христос дает ответ устно, и нет никаких указаний на то, что посол Анания его записал. Возвращаясь на родину, Анания берет с собой «Нерукотворный образ» Спасителя, от которо о царь получает исцеление болезни. Для нас интересен тот факт, что в тексте памятника повествуется о том, что Авгарь пожелал не получить исцеление от Иисуса Христа, а просто увидеть Его, познакомиться с Ним. Поэтому в письме нет просьбы о исцелении, а царь приказывает Анании «точно описать Христа» .
Рукопись венского кодекса содержит дополнительный отрывок, рассказывающий о судьбе Образа в Эдессе. В нем говорится о том, что царь Авгарь повелел убрать изображение одного из идолов, стоявшее перед городскими воротами, и поставил на его место Убрус. Он также приказал, чтобы всякий, входящий в город, воздавал подобающие почести новой святыне. Такая традиция сохранялась и в период правления его сына .
Наиболее известным и полным изложением истории «Нерукотворного образа» Иисуса Христа является рассказ, который надписан именем императора Константина Порфирогенита. Но исследователи небезосновательно оспаривают принадлежность этого источника перу императора Ко нстантина. Нам известны два варианта истории. Первый, встречающийся в сборниках XI-XII веков, озаглавлен как «Чудесная и душеполезная повесть, собранная из различных историй, о присылке Авгару нерукотворенной божественной иконы Иисуса Христа, Бога нашего, и как из Эдессы была перенесена в этот наисчастливейший и царственный из городов Константинополь». Второй – это рассказ, который в Парижской рукописи называется «О святой и нерукотворенной и божественной иконе Иисуса Христа, истинного Бога нашего, как чтится (она) в городе Эдессе его жителями» .
Создание этих произведений связано с перенесением из Эдессы в Царьград святого Убруса. В честь этого события 16 августа был установлен праздник. Была составлена служба «Нерукотворному образу», а также описание его возникновения и перенесения.
О происхождении Убруса автор излагает несколько версий. Согласно одной из них, Авгарь, страдавший ревматизмом и проказой узнает от своего слуги Анании о чудесах, которые совершает в Пале тине Иисус Христос. Топарх отправил Ананию с письмом к Спасителю и поручил ему привезти в Эдессу Великого Чудотворца, а «если он не сможет убедить этим письмом Христа прийти к нему, то пусть, хоть напишет и принесет точное подобие Его облика, чтобы, словно по тени, он научился не только по слуху, но и по виду тому, каков Творец этих великих чудес» . Придя в Палестину, Анания нашел Спасителя. Христос же, провидя причину его прихода, омыл Свое лицо и, отершись платом, на котором отпечатался Его божественный Лик, отдал изображение послу. Когда же Анания возвращался в Эдессу, образ, спрятанный им в куче кирпичей, около города Иераполиса, отпечатался на одном из них.
Другая версия повествует об исцелении Авгаря от «Нерукотворного образа», который принес с собой апостол Фаддей. Он же получил святой Убрус от апостола Фомы, сохранившего плат, которым отерся Учитель, когда молился в Гефсиманском саду .
Более пространная редакция текста о «Нерукотворном образе» появила ь из-за того, что императору не понравился первоначальный текст, и он приказал более тщательно исследовать этот вопрос. В X веке Симеон Метафраст объединил два рассказа в один.
В Венском кодексе также существует еще один документ, повествующий о святом Убрусе – это так называемое «Послание Авгара» . Сюжетная линия повествования о происхождении изображения на плате схожа с рассказом Псевдо-Константина. Также упоминается и история с Иерапольским кирпичом, что приводит к выводу, что автор «Послания» по крайней мере, был знаком с текстом императора.
Важное место «Нерукотворный образ» занимает в ранних армянских источниках, поскольку Авгарь рассматривается ими как армянский царь. В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V или VIII века) сообщается о послании Христа к Авгарю. Его принес «Анан, вестник Авгаря, вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне».


4. История Убруса, согласно русским источникам.
Из Визан тии апокрифическое сказание о святом Убрусе перекочевало на новообращенные в христианство славянские страны, в том числе и на Русь. Здесь это сказание приобрело новую интерпретацию сюжета. Славянские версии сказания о Авгаре многообразны и представлены во многих редакциях.
Первоначально апокриф был воспринят южными славянами – болгарами. В IX-X веках Болгария стала центром христианизации славян. Среди книг Священного Писания и богослужебных сборников на славянский язык было переведено и сказание о «Нерукотворном образе», которое вошло в памятник, который принято называть «Компиляция апокрифов попа Иеремии» или «Слово» Иеремии. Согласно этому «Слову», купец Лука, находившийся на службе у Авгаря, предпринимает путешествие в Иерусалим, где узнает о чудесах Спасителя. Вернувшись в Эдессу, Лука рассказывает об этом Авгарю, и тот посылает его снова в Иерусалим с письмом к Иисусу Христу и приказом нарисовать Его портрет. Далее повествуется о приходе Луки к Спасителю и о чудесном возникновении образа на плате. Лука доставляет портрет Авгарю, а сам возвращается к Учителю и становиться Его учеником.
Эта версия апокрифа об «Нерукотворном образе» не имеет аналогий ни в сирийской, ни в византийской письменности. Нетрудно разглядеть явное отличие этого сказания от прототипов. Здесь появляется предание о евангелисте Луке, как о живописце. По-видимому, этот вариант возник на славянской почве, а его автором является священник Иеремия.
На Руси сказание об Авгаре стало известно не позднее XI века из «хроники» Георгия Амартола. Перевод «хроники» на славянский язык был осуществлен в Болгарии в X веке, а в следующем столетии в Киевской Руси болгарский текст был отредактирован древнерусскими книжниками.
Позднее в русской церковной письменности появляются собственные интерпретации текста апокрифа о «Нерукотворном образе». Они находятся в прологах четьях-менеях и торжественниках.
Один из древнейших текст в апокрифа, дошедший до нас, датируется XIII веком. В нем повествуется о тяжелой болезни Авгаря и о письме, в котором царь приглашает Спасителя в Эдессу, «ибо люди ропщут на Тя и хотят убити» . После того, как Иисус Христос отказал Авгарю в просьбе, но пообещал прислать своего ученика, который исцелит его, топарх послал Луку – скорописца «горазда иконам» в Иерусалим, чтобы тот тайно написал образ Христа. Спаситель, божественною силою прозрев это, приказал художнику принести воды, и, умывшись, Он вытерся о плащаницу, на которой отобразился божественный Лик. «Нерукотворный образ» берет апостол Фаддей и с Лукой идут в Эдессу .
Автор текста также упоминает о двух чудесах, происшедших от Убруса по дороге к Авгарю. Первое – отображение Образа на Иерапольском кирпиче, а второе – исцеление хромца .
Услышав о таких чудесах, Авгарь решил, что Сам Иисус Христос пришел к нему, «и посла множество слуг в сретение». Когда апостол принес Убрус князю и исцелил его, то весь город по елал креститься. Образ же был поставлен на городские ворота с тем, чтобы каждый входящий покланялся ему .
Особый интерес представляет сказание из Макарьевской четьи-менеи, посвященное памяти святого апостола и евангелиста Луки. Сказание говорит о том, что на службе у князя Авгаря был некто Лука - «купец хитр», который по торговым делам был в Иерусалиме. «И слышав Лука, еже о Христе, дела многа и чудеса, и возвратися в землю Сирскую, и вниде в град, идеже бе Авгарь» . Там он рассказал о Чудотворце Авгарю, который написал «епистолию» Спасителю с просьбой придти в Эдессу. Также он повелел Луке: «Напиши образ Его и принеси семо, и аз целую его, и будет ми в спасение и граду моему на заступление» . Придя в Иерусалим, Лука хотел увидеть Иисуса Христа, но из-за множества народа, слушающего Спасителя, не мог. Тогда Сам Иисус окликнул его по имени и велел дать то, что живописец принес от Авгаря. Прочитав епистолий, Спаситель взял «воду и умы Божественное Свое лицо, и приим убрус и отре е и приложи е к Себе, и прегнув дасть Луце, и отписа паки сице глаголя: блажени видевше Мене вероваша, преблажени невидевше Мене вероваша» .
Возвратившись к топарху Авгарю, Лука отдал святой Убрус, сам же оставил своего господина и ушел к Христу «и хождаше со Иисусом и бысть ему евангелист и апостол» .
Не обходит вниманием автор и чудеса, происшедшие от «Нерукотворного образа». Предваряется этот рассказ пространным повествованием о смерти евангелиста Луки, а затем автор возвращается к Авгарю и вновь пересказывает легенду о возникновении Убруса.
Второе чудо, описываемое в минеи-четьи озаглавлено «О плите и о столбе». В первоисточнике читаем: «Исходящима же има из града, на месте нарицаемем Ераполисъ, в гостинници, и убоявшеся разбоя, скрыста образъ Господень между двъма плитома. И показася столп огнен с небесе и ста верху, идеже лежаше образъ Господень. Видъвше же граднии стражеве, и въспиша гласом великим. Фадей же с скоросолникомъ Л укою, в той час вземше образ Господень, изыдоста в путь свой. Народи же градьстии изыдоша на то место, идеже стояпе столп огнен, и падоша вси; и возревше же и видивша, яко вьобразилъся бяше образъ Господень въ едину плиту. И вземше ю с честию внесоша въ градъ. Несшим же им ко вратом градным, и внезапу в той час прикасахуся слепии, хромии, беснии, прокажении, вьпиюще и глаголюще: Иисусе Назарянине, помилуй ны! и прикасахуся образе Господни; и исцелени бываху,и прославиша Бога о таковем чюдеси и с страхом умолчаста».
Заглавие третьего чуда говорит само за себя - «О хромце, како исцеле на пути образом Господним».
Е.Н. Мещерская изучая древнейшие славянские тексты, приходит к выводу, что русские письменные источники о «Нерукотворном образе», такие как прологи менеи-четьи, торжественники, во многом схожи с болгарским памятником «Словом» попа Иеремии и являются его компилятивной переработкой. Так появление апостола Луки в качестве главного действующего лица нах одится в непосредственной зависимости от сочинения Иеремии. «Древнерусский книжник, - пишет Мещерская, - высоко оценил, а потому и заимствовал из «Слова» болгарского пресвитера саму идею, согласно которой нерукотворенный образ возник при участии апостола Луки».
Как мы видим, апокрифическое сказание о «Нерукотворном образе», зародившись в раннесирийской письменности, прошло долгий и сложный путь своего развития. Первоначальная письменная фиксация восходит к периоду между 202 и 216 годами и относиться к документам сирийского летописного свода «архива царей». В византийской литературе апокриф о «Нерукотворном образе» обрел свое второе рождение и претерпел обработку. В славянских странах сюжет легенды получил дальнейшее развитие и обрел тот вид, который дошел до широкого круга русских читателей в уже упомянутых сборниках житий святых святителя Дмитрия Ростовского.


5. Первые списки «Нерукотворного образа».
Отдельного упоминания засл живают древнейшие копии святого Убруса. И первая из них – также нерукотворный образ, отпечатавшийся на Иерапольском кирпиче и называемый святое Чрепие или святой керамидий. В Повести Псевдо-Константина читаем: «Когда же, возвращаясь с ним (Убрусом), Анания достиг крепости Иераполис, которая называется на capацинском языке Мемвих, а на сирийском Мабук, то он разворошил за пределами этого городка лежавшую там кучу недавно изготовленных черепиц и спрятал здесь это священное полотно. И около полуночи показался великий огонь, окружавший это место так, что внутри города казалось, что все вокруг пылает от огни. Испугавшись, горожане вышли и стали выяснять причину виденного ими пожара. Найдя там Ананию, они схватили его как зачинщика этого дела и начали расспрашивать его кто он, куда и откуда идет. Анания ответил на их недоуменные вопросы… и рассказав что положил среди черепиц свою ношу, отчего и показалось что загорелось пламя. Тогда они, решив тотчас узнать истинность сказанного и обыскав это место. нашли не только положенное туда Ананией|, но и на одной близлежащей черепице, другой, необычайный и превосходящий всякое разумение отпечаток на керамиде с ткани божественного отображения неписано написанного облика… Вытерев черепицу, они оставили божественный отпечаток у себя как некое священное наследие и драгоценное сокровище, сочтя бывшее с ним видение божественным действием…»
В Иераполисе этот отпечаток хранили как «священное наследие и драгоценное сокровище» еще в эпоху создания Повести (около 944 года). В 967 году Никифор Фока переносит и эту реликвию в Константинополь. Интересно, что сирийское предание сообщает об отпечатках на двух черепицах, которые находились в храме Иераполиса, а позднее были доступны для поклонения в церкви, основанной апостолом Филиппом. Согласно древнему преданию черепица с образом Христа была принесена в Грузию святым Антонием Марткопи — одним из основателей грузинского монаш ства VI века.
В VI веке, когда в Византии еще не знали об эдесской святыне, широчайшей известностью пользовался Нерукотворный Образ на плате из малоазииского селения Камулиана. Эта реликвия в 574 году была перенесена в Константинополь. Ее брали в важнейшие военные походы и считали предводителем христианского воинства в битвах с неверными.
В Повести также рассказывается о первой рукотворной копии, сделанной для персидского царя Хосрова после его неудачной осады Эдессы. Согласно этому преданию одержимая бесом дочь Хосрова заявила, что избавить ее от беса может лишь Нерукотворный Образ из Эдессы. Жители Эдессы послали Хосрову копию «списав сходный во всем и подобный, насколько можно было, неписаному писаный образ и сделав его по возможности одинаковым». После того, как бес был изгнан из дочери персидского царя, чудотворную копию вернули в Эдессу вместе с дарами. Как ясно из текста Повести, эта икона, существовала в Эдессе еще в 943 году.
Другой рассказ о создани и копии святого Убруса в конце VII века восходит к несохранившейся «Истории» яковитского патриарха Дионисия Тельмахреското (+ 845). Некий чрезвычайно богатый монофизит Афанасий, живший в Эдессе во время правления халифа Абд аль-Малика, одолжил городу 5000 динариев для выплаты дани арабам и взял в залог Нерукотворный образ Христа. Не желая отдавать святыню по возвращении ему долга, Афанасий заказал точную копию Нерукотворного образа, которую и отдал вместо оригинала православной общине Эдессы.
О нескольких иконах Нерукотворного образа, одновременно почитавшихся в разных христианских общинах Эдессы, сообщают и другие источники. Повесть императора Константина показывает насколько серьезной была задача определения истинной реликвии. Посланный в 944 году забрать реликвию епископ Авраамий Самосатский, опасаясь, того, что ему дадут ее копию, потребовал предоставить все списки Нерукотворного Образа. «Взяв их для удостоверения, те он тотчас отдал, а забрал ли шь истинный образ Господень». Этот рассказ, ясно показывает, что в Эдессе существовало несколько списков, почитаемых в качестве Нерукотворного Образа.
 
ИСТОРИЯ «НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА».
Источники сообщают, что после того, как святой Убрус был принесен в Эдессу, по приказу Авгаря его установили над городскими воротами вместо идола, который находился там до того, и все проходящие мимо покланялись ему. «И сохранялось такое предписание и установление этого благочестивого мужа, пока был жив и сам Авгарь, и его сын, который стал наследником отцовского царства и благочестия. Но уже их сын и внук, став преемником отцовской и дедовской власти, не сделался, однако, наследником их благочестия. Он отбрыкнул, как говорится, благочестие и обратился к бесам и идолам. Поэтому он решал, словно воздавая бесам воздаяние, что, поскольку его дед предал уничтожение этой идольской статуе, то он вынесет образу Господнему такой же приговор» .
Но кощунству пом ешал свершиться местный епископ. Он поставил перед Образом светильник и замуровал нишу, на которой он стоял так, что «поверхность стены сделалась ровной». Правитель же, не видя святого Убруса, отказался от своих намерений. 
В «Истории рипсимянских святых», приписываемой, Мовсесу Хоренаци приводится важное свидетельство, отнесенное к эпохе императора Диоклетиана. Отправившиеся из Иерусалима в Армению на поиски иконы Богородицы, святая Рипсиме и ее спутницы «пришли в город Эдессу, и, поклонившись изображению Спасителя, исполнились радости, считая, что видели облекшееся в плоть Слово. И вновь появление чудесных видений побуждало их к отшельничеству. И некоторые из жен, отделившись от них, остались в этом городе, в большой церкви Авгаря, основанной Фаддеем» .
На некоторое время о Нерукотворном образе забыли. Не говорят о его судьбе и древние источники. И только в VI веке упоминание о реликвии появляется на страницах «Истории» Евагрия Схоластика. Ссылаясь на Проко пия Кесарийского, он пишет, что «во второе свое нашествие Хозрой осадил Эдессу с намерением уничтожить между верующими молву, будто Эдесса никогда не подпадет под власть врагов, чего впрочем в послании Христа Бога нашего к Авгарю не находится… Православные однако, действительно так говорили и верили» .
И не смотря на то, что Хозрой предпринял не одну попытку взять город приступом, и устроил огромную насыпь, которая превышала городские стены, он так и не смог взять город. Причиной этого стало чудо происшедшее от Нерукотворного образа. Схоластик пишет: «Осажденные видя, что насыпь приближается к городу, будто гора, и что неприятели намерены просто сойти в город, решились ранним утром провести к насыпи подземный ход… там развести огонь, чтобы его пламенем дерева истребить, а насыпь обрушить в землю. Дело было совершено. Но, разведши огонь, они не достигли цели... Вовсе растерявшись в своих мыслях, они несут Богозданную нерукотворенную икону… в выкопанный ими ро в, они окропили ее водою и несколько капель бросили в огонь и на дрова. Божественная сила тотчас же явилась на помощь вере их и совершила то, чего прежде они не могли; пламень вдруг охватил дрова и скорее, чем мы рассказываем, обратив их в уголь, перешел к деревам верхним и пожрал все» . Попытки персов потушить огонь ни к чему не привели, и они были вынуждены с позором отступить. Таким чудесным образом Эдесса была спасена от врагов, а почитание святого Убруса в городе усилилось.
Интересно, что Прокопий Кесарийский также описывает этот поход Хосроя в «Персидских войнах». Но в отличие от Евагрия он видит причину того, что город не был взят в том, что эдессянами был выплачен огромный выкуп в тысячу либр серебра .
Еще одно предание о Нерукотворном образе есть в сирийских источниках VII-VIII веков. Оно рассказывает, что некий человек с Востока выкрал Убрус из Эдессы. Когда же он остановился для ночлега в монастыре святых Козьмы и Дамиана, Образ вдруг наполнился огнем и ст ал опалять похитителя. Вор бросил реликвию в глубокий монастырский колодец, и тотчас огненный столп спустился с небес на колодец. Убрус был найден и возвращен в Эдессу, а колодец стал чудотворным и от него многие получали исцеления от своих болезней. Армянский апокриф содержит упоминание о том, что этот колодец был выкопан по приказу Авгаря .
Почитание Нерукотворного образа было поистине всенародным. В первом послании папы Григория II к императору Льву Исаврянину говориться, что для поклонения Святыне в Эдессу «стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы» . О этом же говорится в житии святого Евфимия Сарского, написанное в 831 году: «…видев на деле ту, что в Эдессе мудрейшем и почетнейшем из городов, самопреданную и нерукописную икону нас ради воплотившегося Сына Божия, я поклонился ей вместе с множеством народа» .
К X веку важнейшая реликвии христиан оказалась на территории Арабского халифата и тем самым как бы была в пленении. Повесть 944 год рассказывает о многократных усилиях императора Романа Лакапина (920 — 944) по вызволению Нерукотворного образа и Письма Христа к Авгарю. Наконец эдесский эмир согласился отдать святыни на следующих условиях: император гарантировал безопасность городов Эдессы, Харана, Сароци и Самосаты, освобождал 200 пленников и выплачивал выкуп в 12 000 серебряных монет .
О том же свидетельствует и арабский историк Яхъя Антиохийский . В «Жизнеописании Романа I» Продолжатель Феофана повествует: «Жители Эдессы, в которой хранится драгоценный образ Христа, доведенные до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и попросили снять осаду, обещая отдать драгоценный образ Христа. В обмен на этот дар они просили вернуть им их узников из числа знатных, а также даровать хрисовул с обещанием, что ромейское войско прекратит опустошать их землю» .
За Нерукотворным Образом был послан епископ Авраамий Самосатский. Установив подлинный Нерукотворн й образ, он вывез реликвию из города. Согласно написанной современником Повести долгий и торжественный путь в византийскую столицу сопровождался многочисленными знамениями. Автор Повести, также рассказывает о чудесном пророчестве, произошедшем в Евсевиевом монастыре Богоматери. Некий одержимый бесом подошел к ларцу с Нерукотворным образом и предсказал начало единоличного правления императора Константина, которое он связал с прибытием эдесской святыни в столицу .
Встреча святого Убруса в Константинополе была поистине грандиозная. Яхъя пишет: «И был он доставлен туда в 15 день месяца Аба. И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа к «Золотым воротам», чтобы встречать его. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесен в великий собор святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24 году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва» . По мнению автора, Повести, ларец с Убрусом первона ально был принесен в главный константинопольский храм Богоматери во Влахернах.
Основные торжества пришлись на следующий день, 16 августа. Императоры Константин Багрянородный и два сына Романа Лакапина «с псалмами, пением и обильным освещением» снова погрузили реликвии на императорскую триеру и проплыли с ними вдоль стен Константинополя. Псевдо-Константин специально поясняет смысл действия: это защищающее мистическое «опоясывание града» силой священных реликвий.
Помещен святой Убрус (по-гречески Мандилион) был в церкви Богоматери Фаросской. Этот небольшой храм, располагавшийся в глубине Большого дворца, за Хрисотриклинием, являлся специальной церковью-реликварием, где византийские императоры хранили свои главные святыни. Известно, что вместе с другими реликвиями Мандилион несколько раз покидал пределы Фаросской церкви. Как говорится в «Истории» Георгия Кедрина, во время свадьбы с Михаилом IV в 1036 году императрица Зоя послала реликвии Фаросско й церкви, а именно Древо Святого Креста, Мандилион, письмо Христа к Авгарю и икону Богоматери, мятежному патрикию Константину Даласину как гарантию его безопасного возвр

Погода

Икона дня

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос, Ваш ответ

Соблюдаете ли Вы многодневные посты?
Всего ответов: 36

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0